Строение сцепления
Сцепление – это важный элемент механической трансмиссии. Он служит для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач и дальше на колеса автомобилей с механической или роботизированной коробкой передач. В этой статье расскажем об устройстве механизма сцепления, как он работает и когда его нужно менять.
Большинство легковых автомобилей с механической КПП оснащены однодисковым сцеплением. Конструкция сцепления довольна проста. Она состоит из:
- двух взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый;
- выжимного подшипника;
- системы привода.
В однодисковом виде, первичный вал КПП входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг у другу. Благодаря этому, обеспечивается передача потока мощности от двигателя к КПП. Исправно работающее сцепление спокойно пропускает всю мощность, развиваемую двигателем.
Двигатель во время работы постоянно вращается, а колеса при этом могут и не двигаться. Если трансмиссия останется подключенной, а водитель предпримет попытку затормозить, то двигатель заглохнет. Функции сцепления:
- Плавный старт и легкость в переключении передач;
- Снижение вибраций от работающего двигателя;
- Защита трансмиссии от рывков двигателя, инерционных перегрузок и износа.
В нормальном состоянии сцепление всегда находится в рабочем состоянии, вращение от двигателя передается на первичный вал КПП. Нейтральный режим на механической КПП есть специально для того, чтобы двигатель работал на неподвижном автомобиле без выжатого сцепления. Для переключения передач или плавно привести в движение автомобиль нужно сначала выключить сцепление, то есть разъединить связь между двигателем и коробкой. Итак процесс работы сцепления в следующем:
- Водитель выжимает педаль сцепления;
- Поршень главного цилиндра создает давление тормозной жидкости, а она в свою очередь давит на поршень рабочего цилиндра;
- Шток рабочего цилиндра выдвигается и перемещает вилку сцепления;
- Вилка через шарнир на корпусе коробки передач давит на выжимной подшипник;
- Подшипник создает давление на лепестки пружины;
- Тарельчатая пружина выгибается на шарнирах внутри корзины;
- Усилие нажимного диска падает, а затем образуется зазор между диском и маховиком и сцепление выключается.
На роботизированной КПП сцепление устроено таким же образом, только педали нет. Включение и выключение сцепления и переключение передач происходит из блока управления.
- Дольше будет работать то сцепление, которым правильно пользуются. Чем меньше водитель держит ногу на педали сцепления, тем реже вам придется менять.
- Не нужно излишне нагружать автомобиль: не вытаскивайте на тросе машину, если она тяжелее, чем ваша. Если автомобиль застрял на бездорожье, то может выгоднее попросить помощи у человека на равном внедорожнике, чем сжечь сцепление.
- Используйте оригинальные комплекты сцепления. Неоригинальные запчасти могут не подойти к вашему авто физически, а также иметь небольшой срок службы.