Из чего делают бензин?
Из года в год наблюдается странная закономерность: нефть дешевеет, а бензин дорожает. И естественно, многих водителей, приезжающих на заправку, огорчают растущие цены на бензин в России. Но кто бы мог подумать, что цены на бензин зависят не только от цены на нефть, но и от особенностей его производства. В этой статье расскажем о том, как производится бензин и почему он дорожает.
В качестве сырья для производства бензина используют нефть. Она раскладывается на множество составляющих. Из остатков после перегонки получают еще много чего, например – дизельное топливо, керосин, мазут и т.п. Так что литр нефти достаточно полезное «ископаемое».
Нефть состоит из двух основных составляющих – это 85% углерода и 15% водорода. Они соединены между собой сотнями связей, которые известны нам как углеводороды. Эти соединения разделяются на сложные и легкие составы, которые по сути своей представляют саму нефть.
Добыча нефти происходит двумя основными способами: процесс «прямой перегонки», а также более совершенный, получивший множество названий (платформинг, риформинг, гидрориформинг). Но в современности используется два названия – термический и каталиптический.
Схема производства бензина представлена на рисунке ниже.
Нефть проходит атмосферно-вакуумную перегонку, а затем она распределяется на процессы. Одна часть отправляется на бензин для экспорта, а другая – дизель класса «Евро-3», а также на топливо для реактивных двигателей. Бензин производится с помощью двух способов: каталитический риформинг и крекинг.
Нефть очищается и перерабатывается в специальных резервуарах, а процесс отображается на компьютерах специалистов, которые занимаются контролированием всего процесса. Каждые два часа оператор занимается проверкой техникой и приборов.
На производственном предприятии находится специальный бак с 4-мя базовыми хранилищами для сырья и 4-мя дополнительными меньшего размера. Другие же баки предназначены для товарной продукции и остаточных компонентов.
Во время этого процесса, нефть подогревается и разделяется на виды. Первичный отбор разделяет нефть на прямогонный бензин, который отправляется на экспорт. Остальное же сырье перерабатывают дальше. Остатки перегонки попадают в вакуумный блок.
В вакуумном блоке, все компоненты снова подвергаются воздействию высоких температур. А в результате этого получается выход светлых нефтепродуктов, которые пригодны для дизельного топлива.
Затем, следующие получившиеся виды отправляются на каталитический риформинг. В этом процессе, бензин снова подвергается очищению, а затем получаются фракции 92-го и 95-го. Однако затем происходит следующий этап производства.
Итак, бензиновым фракциям присвоены октановые числа, то есть ярлыки 92 и 95. Происходит воздействие химических процессов, которые относятся ко вторичной обработке. При этих процессах выделяется дизель, бензин и газы.
Крекинг очищает нефть от серы, а риформинг наделяет жидкость октановым числом. Два вида бензина и несколько других компонентов смешиваются между собой, и получается конечный продукт.
Из 1 тонны нефти, 72% отправляется на продажу, остатки называются мазутом. Из 72% получается 30% - дизельного топлива, 24% - бензинового топлива, 11% - авиационное топливо, 8% - газ.
На заводах по производству бензина выпускается бензин 92-го и 95-го октанового числа. А некоторые компании, покупая его и повышают до 98-го.